Абхазия (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) — регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Включает 7 исторических областей: Малую Абхазию, Бзыпын, Гуму, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал и Псху-Аибга.
Страна расположена в северо-западной части Закавказья между реками Псоу и Ингур, на юго-западе омывается Чёрным морем. Морские просторы, субтропическая растительность, бурные реки и вершины Большого Кавказа придают Абхазии исключительную живописность.
В IV — VI веках на территории Абхазии утверждается власть Византии. В первой половине VI века христианство становится официальной религией; строятся христианские храмы, появляется Абазгийская архиепископия в составе Константинопольской патриархии, имевшая кафедру в Себастополисе.
В результате византийско-персидских столкновений середины VI века Абхазия оказалась под прямым византийским управлением. В конце VII — начале VIII веков абхазское побережье подвергалось арабским набегам. При Леоне II в конце VIII века Абхазия добилась независимости от Византии. Возникло Абхазское царство. Его территория включала Абхазию и Западную Грузию. Основное население составляли абхазы, а также рачинцы, гурийцы, имеретинцы, мегрелы, сваны и другие грузинские племена. Было много армян.
После Халифата на территории Эгриси и на юге Апсилии проживали арабы. В Абхазском царстве существовали многочисленные города, крепости и храмы. Население вело торговлю с соседними государствами, странами Ближнего Востока и Средиземноморья. Столица первоначально находилась в Анакопии (Новый Афон), а в 806 году переместилась в Кутаиси.
В VIII веке происходит постепенная консолидация абхазской народности, во второй половине столетия начала формироваться самостоятельная Абхазская церковь. После пресечения в 975 году местной династии Аносидов власть перешла к грузинским Багратионам, и до XV века Абхазия находилась в составе объединённых грузинских княжеств. В этот период византийское культурное влияние сменяется грузинским, что особенно отчётливо проявилось в храмовом строительстве (храмы в Бедиа, Илори, Келасури и др.).
Помимо храмов, о средневековой Абхазии напоминают и другие значительные памятники культуры — цитадель Баграта в Цхуми (Сухуме), Анакопийская крепость, языческое святилище на горе Напре. В Средневековье формируется характерный тип абхазских поселений с храмом и разбросанными близ него усадьбами. В XIII веке впервые упомянут Абхазский католикосат, просуществовавший до 1814 года. В XIV—XV веках в Себастополисе, вероятно, существовала колония генуэских купцов.
В XIII — XV веках произошёл распад единой Грузии, что привело к выделению самостоятельного Абхазского княжества. Черты феодализма времён позднего Средневековья были тесно переплетены с традиционными общинными нормами.
Основная часть современных абхазов исповедует свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами. Христиане в Абхазии редко посещают церкви. Мусульмане там едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Мало кто читает Библию или Коран. Все религиозные праздники (христианские, мусульманские и традиционных абхазских верований) отмечаются совместно представителями разных религий, которые объединяются за одним общим праздничным столом.
Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога, Творца всего сущего — Анцва. Есть гипотеза о том, что абхазская религия — уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества, реликт, доживший до наших дней.
В Абхазии действуют несколько десятков православных храмов, два монастыря, семь святилищ традиционной абхазской религии, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви и синагога.